WineWin международный винный конкурс

          


Поиск по сайту:


Рассылка сайта:

02.11.2011

Дарья Лето. Владимир Цапелик в поисках российского вина

Владимир Цапелик, винный критик и журналист, популяризатор российского вина, основатель и президент московского Независимого винного клуба, рассуждает о главных достижениях советского виноделия, национальных предпочтениях, стилях, премиальности и гастрономических сочетаниях.
 
— По вашему мнению, можно ли сегодня уже говорить о формировании сегмента премиальных отечественных вин?
— Премиальные отечественные вина стали появляться не так давно: Chateau le Grand Vostock, Cru Lermont, Myskhako Gran Reserve. В России этот сегмент только формируется, и одна из главных проблем, с которой мы сегодня сталкиваемся в отношении премиальных отечественных вин в целом, — это отсутствие четких правил ценообразования. Когда российское вино стоит больше тысячи рублей, очень трудно объяснить потребителю, чем эта цена обусловлена, и зачастую, когда сравниваешь отечественное вино с аналогичными по цене импортными винами, оказывается, что наши вина проигрывают им по качеству. Сегодня Россия повторяет опыт восточноевропейских стран: я наблюдал подобную ситуацию в Румынии и Болгарии. Так что в движении к премиальным высококачественным винам мы пока еще отстаем от ведущих винных держав — Франции, Италии, Испании.
— Есть ли у отечественных уже какой-то собственный стиль, позволяющий выделить их в ряду вин из других стран?
— Ведущие производители Краснодарского края уже научились делать вина в современных стилях, похожих на те, в которых делают свои вина производители других стран, причем делают их на достаточно высоком уровне — это подтверждают многочисленные медали, полученные на весьма значимых международных конкурсах и выставках. Вина из автохтонных сортов — следующий шаг, который позволит русскому виноделию сформировать свой собственный, уникальный стиль, отличный от тех, достаточно однообразных, которые сегодня популярны во всем мире. По правде сказать, вина из «шардоне», «каберне», «мерло» уже порядком набили оскомину.
— Каковы ваши прогнозы относительно того, когда российские вина смогут занять прочные достойные позиции в мировом рейтинге вин?
— Я не думаю, что существует какой-то общий мировой рейтинг — вкусы разнятся от страны к стране, и если я читаю американские журналы о вине, я частенько даже не понимаю, о каких винах в них идет речь, — то, что мы пробуем в России или даже в Европе, значительно отличается от того, что пьют в США или Австралии. Мы должны выработать свой собственный рейтинг, но для начала нам нужно понять вкусы и предпочтения нашего отечественного потребителя, и производить высококачественные вина — натуральные, из лучшего винограда, выращенного в Краснодарском крае, Ростовской области, с использованием хорошего оборудования и с учетом современных тенденций. У нас такой большой внутренний рынок и так мало виноградников, что трудно себе представить, что мы можем производить больше трети того объема, который потребляется в нашей стране. Мы можем не экспортировать ничего — для нас важнее наш внутренний рынок.
— А что можно сказать о стилях вин, производимых в СССР и Российской империи?
— Если говорить о Российской империи, в те времена сформировались стили вин, которыми и сегодня, я думаю, гордятся в Молдавии, Грузии и Азербайджане —  странах, виноделие и виноградарство в которых создавалось, по большому счету, российскими виноделами вместе с австрийскими и немецкими мастерами. За образец брались еврепейские стили, но больший уклон делался на сладкие вина, которые в России всегда любили больше других. В XIX веке князь Голицын много экспериментировал с креплеными винами, технологии производства которых, таким образом, появились задолго до Советского союза. Уже в годы существования СССР эти стили стали основными, особенно большое значение приобрели крепленые вина. Что же касается сухих вин, которые тоже имели место быть (очень много вин экспортировалось из Восточной Европы; сухие вина делались в Ростовской области и Краснодарском крае), то в сравнении с современными винами по своему характеру они были гораздо легче — менее алкогольные и более кислотные. Еще совсем недавно эти качества в вине считались недостатком, а сегодня это современные тенденции в европейском виноделии, в частности, английском. Так что, может быть, не так уж плохи были советские вина, особенно те, что делались специальными партиями для руководства страны. 
— Что вы считаете одними из важнейших достижений советского виноделия?
— В первую очередь, это, конечно же, наша шампанская школа. Я не боюсь использовать слово «шампанское» — для нас оно стало совершенно естественно в XIX веке, когда после ряда удачных и неудачных экспериментов наши виноделы все-таки совершили технологический прорыв и научились производить шампанские вина по классическому методу, и эти вина побеждали на международных конкурсах. Позднее, в XX веке, уже в СССР, наши мастера сами, без французов, восстановили классические методики; еще одно достижение советской школы — освоение метода «шармат», или акратофорный метод, по которому делает свои некоторые шампанские вина «Фанагория». Советским ученым принадлежит и заслуга разработки метода непрерывной шампанизации, позволяющего производить игристое вино в очень больших объемах. По этой технологии потом работала половина Европы. Очень много было сделано в производстве крепленых вин, но вот это, к большому сожалению, утеряно, и сегодня в России мало кто их производит.
— С какими сортами помимо автохтонных виноделам на юге России удается работать лучше всего?
— Я считаю, очень хорошие результаты получаются с хладолюбивыми сортами, например, «пино-нуаром». К слову, мне самому очень нравится фанагорийский пино-нуар 2009 года из коллекции «Номерной резерв», не выдержанный в бочке, когда он получается очень свежим, ягодным. Это вино, которое я хочу пить каждый день в сопровождении с едой. Хотя я, конечно, понимаю — чтобы сделать вино, которое будет жить долго, выдержка в бочках необходима.
— Еще один хладолюбивый сорт, с которым работает «Фанагория», — немецкий сорт «солярис», на основе которого было сделано вино BioLogic. У вас была возможность его продегустировать?
— Да, я его пробовал. На мой взгляд, фанагорийские лозы еще очень молоды, а этому сложному сорту нужно время, чтобы раскрыть свой потенциал. Я дегустировал вина из «соляриса» в южной Германии и они меня очень впечатлили. Нам еще нужно научиться работать с этим сортом, но перспективы, безусловно, есть.
— В Алтайском крае, Амурской области начали высаживать французские клоны. На ваш взгляд, какие перспективы есть там у виноградарства и виноделия, если даже на юге России, регионе, наболее предпочтительном для выращивания винограда, лозы нередко гибнут от морозов?
— Если есть возможность, в первую очередь — финансовая, то, конечно, нужно пробовать, экспериментировать. На Амуре есть свои неукрывные сорта, выведенные советскими селекционерами и способные переносить морозы до минус сорока градусов. На Алтае виноградари начали высаживать «шардоне» и «пино-нуар», эти сорта нужно обязательно укрывать, но, думаю, при наличии технологий, в том числе и машинных, которые у нас широко используются в Ростовской области, Ставрополье, все это возможно. К тому же на Алтае виноградник небольшой, его можно укрывать и вручную. Делают вино и в Волгоградской области, и по отзывам людей, его попробовавших, это хороший, качественный продукт. Да, вымерзание лоз, в том числе и на юге, — это проблема, но проблема решаемая. Главной проблемой отечественного виноделия стала горбачевская политика, когда мы теряли наши виноградники из-за политических и экономических условий.
— А все-таки можно у нас встретить старые виноградники?
— Их немного, но они есть. Но со старыми виноградниками другая проблема: в Советском союзе их зачастую засаживали сортосмесями. Это уже устаревшая методика, от которой мы отказываемся очень медленно. Уборка урожая на таких виноградниках сегодня представляет большую сложность — как для машинной, так и для ручной сборки: во втором случае, чтобы отделить сорта друг от друга, приходится проходить ряды несколько раз. Это, в свою очередь, повышает стоимость вина, что отчасти объясняет, почему отечественные вина премиум-сегмента не могут быть дешевы. 
— Каждые две недели вы проводите дегустации отечественных вин в московском кафе «Август». Как оцениваются эти вина? Звучит ли какая-то критика в их адрес? Можно ли говорить о том, что в России формируется класс потребителей, разбирающихся в российском виноделии?
— Я много времени посвящаю тому, чтобы отобрать для дегустаций лучшие вина от лучших российских винодельческих предприятий. На этих мероприятиях у аудитории нет критического настроя, но чувствуется большая поддержка в адрес российского виноделия. Люди, которые приходят на дегустации, — это как профессионалы, работающие в алкогольной сфере, так и потребители — те, кто попробовали много хороших иностранных вин и хотят, чтобы такие же качественные вина производились и в России. Они интересуются отечественными винами, не случайно наша программа так и называется — «В поисках российского вина». Вопрос, где купить хорошие российские вина, — один из наиболее часто задаваемых на дегустациях. На самом деле не так-то просто иногда найти в московских сетях какое-то конкретное вино от определенного производителя. К примеру, «Фанагория» преимущественно представлена винами каберне и шардоне Cru Lermont, а свои любимые алиготе и пино-нуар «Номерной резерв» я нахожу с большим трудом. Аудитория в «Августе» — это продвинутые потребители, которые хотят попробовать новые, интересные вина — такие вина могут быть у самих компаний-производителей, но их нет у дистрибьюторов: возможно, они просто не уверены, что смогут их продать. Я сам как потребитель считаю, что отечественным винодельческим компаниям нужно действовать на рынке агрессивнее и делать свой ассортимент более разнообразным.
— На ваш взгляд, как влияет на сорт «алиготе» фанагорийский терруар?
— На Тамани алиготе получается более полновесным, это основательное, серьезное вино, хотя, на мой взгляд, ему немного не хватает кислотности — возможно, потому, что виноград немного передерживается на лозе. В фанагорийском алиготе, не выдержанном в бочке, чувствуется минеральность, как в лучших бургундских алиготе. Эти тонкие минеральные нотки я могу объяснить только одним — влиянием таманских грязевых вулканов. Грязь, извергаясь из недр вулканов на поверхность земли, очень быстро высыхает, сильные ветры разносят пыль, обладающую ярко выраженным минеральным запахом, по всему полуострову; она оседает на виноградники и подпитывает листья. Но это всего лишь мое предположение. Американские ученые отвергают какую-либо взаимосвязь между минеральными веществами, находящимся в почве, и какими-то ароматами и вкусами в вине. На французских виноградниках, наоборот, вам дают понюхать почву, камни, принесенные с виноградников, и вы находите явную органолептическую взаимосвязь. Но научных доказательств этому, к сожалению, нет.
— Пропагандируя потребление алкоголя в сопровождении еды, какие бы гастрономические сочетания с фанагорийскими винами вы бы посоветовали?
— Учитывая близость к морю, это, конечно же, в первую очередь, всевозможная рыба, а к рыбе мне больше всего хочется алиготе и шардоне. Хотя я не исключаю и сочетание своего любимого пино-нуара «Номерной резерв», например, с пиленгасом. Все нужно пробовать, это уже вопрос личных симпатий — кто-то предпочтет белое вино, а кто-то — легкое красное. Из сочетаний с игристыми винами мне особенно понравился охлажденный «брют зеро», которым меня как-то угощали в «Фанагории». Вино было подано к запеченной баранине, и это было очень вкусно! Я думал, что мы тогда сделали гастрономическое открытие, но потом обнаружил, что во Франции шампанское с нулевым содержанием сахара и баранина — это своего рода  гастрономическая классика. Хотя, думаю, к этому мясу отлично подойдет и обычный брют. В одну из своих поездок на Тамань я видел баранов, пасущихся около грязевых вулканов, — мне кажется, они совершенно экологически чистых. Было бы здорово попробовать такого барашка с фанагорийским игристым. 

EAWSC

ExpoVinMoldova

Eawsc

EAWSC

   ↑ в начало

© 2004-2016, WinePages.ru. Все права защищены
при перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна
пишите нам: wineclub@mail.ru